Открытое письмо духовенства Тираспольско-Дубоссарской епархии к Президенту ПМР Е. В. Шевчуку

17 декабря 2014

Уважаемый Евгений Васильевич!

Обратиться к Вам как к руководителю государства и гаранту Конституции нас вынудили попытки на государственном уровне закрепить в Приднестровье законодательные нормы, относящиеся к системе ювенальной юстиции. В частности, на рассмотрении в Верховном Совете ныне находится проект Закона «О социально-правовой защите от насилия в семье», который призван узаконить вмешательство государства, а также неправительственных организаций, в частную жизнь приднестровцев и в процесс семейного воспитания, что является прямым нарушением Конституции ПМР.

Ювенальные нормы вводятся в нашу жизнь частями и незаметно. Помимо вышеуказанного закона, который пока не принят ни в одном чтении, в ноябре было подписано и в январе 2015 г. должно вступить в законную силу Постановление Правительства ПМР, закрепляющее нормы ювенальной юстиции.

Русская Православная Церковь признает необходимость защиты детей от возможного насилия, в том числе и со стороны нерадивых родителей. Однако мы также считаем полностью обоснованной обеспокоенность простых верующих тем, что внедрение системы ювенальной юстиции может нести в себе серьезную опасность для института семьи. Примеров, доказывающих справедливость такого утверждения, можно привести множество – как из жизни европейских стран, где система ювенальной юстиции существует уже многие десятки лет, так и из российской практики, поскольку в отдельных регионах РФ она внедрена в качестве пилотного проекта.

Последствия применения в любом традиционном обществе норм ювенальной юстиции, как правило, одинаковы: разрушение семей, доносы детей на родителей и учителей, детская безнаказанность, полная вседозволенность как основное явление поведения детей, ниспровержение всяких авторитетов, страх и униженное положение родителей, армия детей-сирот при живых родителях. Это множество родителей, потерявших смысл жизни и какую-либо надежду на справедливость, это море слез и огромное количество сломанных судеб.

Ювенальная юстиция является преступной системой, поскольку предполагает разлучение родителей с детьми без реальной вины взрослых и без решения суда, под разными надуманными предлогами. И всё это подается в красивой упаковке: «защита детей», «права детей», «предупреждение насилия в семье», «борьба против насилия».

Кроме того, опыт западных стран свидетельствует, что существование системы ювенальной юстиции приводит к значительному расширению полномочий судов и социальных служб. Они фактически получают санкцию на вмешательство в семейные дела и контроль над родителями. Причем такое вмешательство может осуществляться, в том числе, и на основании обращений в суд самих детей. Противопоставление прав и интересов ребенка правам и интересам родителей и семьи в целом создает опасность разрушения традиционного представления о семье.

Важно помнить, что сегодня в мире не существует единой системы ювенальной юстиции. В каждом государстве система судопроизводства относительно несовершеннолетних и защите прав детей имеет свои особенности, обусловленные историко-культурными традициями разных стран. Потому, в процессе реформ в отрасли юстиции в Приднестровье следует, прежде всего, учитывать собственный опыт. Сейчас в нашем законодательстве существует достаточно норм, которые позволяют наказать родителей-правонарушителей и малолетних преступников.

Те нормы и принципы, которые положены в основание «ювенальных технологий», возможно, и приемлемы для стран с иными духовными и культурными традициями. Однако в нашей стране введение западных ювенальных подходов воспринимается как посягательство на наиболее святое – отношения людей с собственными детьми. Доносы на родителей – один из наиболее ярких, но не единственный камень преткновения, не дающий нашим согражданам принять ювенальную систему. То же касается и подхода к бедности. То, что дети могут быть решением органов опеки изъяты у малообеспеченных родителей и «переданы в другие руки» – в более «благополучную» семью или приют, – входит в противоречие с культурно-нравственными представлениями нашего народа. Ведь бедность никогда не считалась зазорной в православной или любой другой традиционной культуре.

С помощью этой чуждой приднестровскому обществу системы разрушаются наши традиционные ценности, на которых из века в век строился семейный уклад. Страна же, отказавшаяся от своих корней, обречена на гибель.

Если, вопреки мнению народа, новые юридические нормы всё же будут введены в действие, это повлечет массовое нежелание наших сограждан иметь детей. Приднестровье и без того находится в крайне тяжелой демографической ситуации. Неужели нам нужно ее существенно усугублять? Многие наши сограждане, по примеру европейцев, предпочтут, скорее, не рожать, чем быть отнесенными к «неблагополучным родителям» и подвергнуться «госпатронату» с последующим отъемом детей. И если уже сегодня попытки введения ювенальной системы в Приднестровье приводят к протестам родителей и общественности, то остается только предполагать, к какой дестабилизации обстановки в стране может привести внедрение ее норм в нашу повседневную жизнь.

Мы не вправе оставаться равнодушными и молчать о том, что может случиться, если ювенальная юстиция станет суровой реальностью нашей жизни. Ведь она способна разрушить не только наши семьи, но и государство в целом. Дети, выросшие во вседозволенности и непослушании, не будут уважать никакую власть, они никогда не станут законопослушными гражданами своей страны, не говоря уже о тех, кто попадет в приюты. По официальным данным, 90% детей-сирот не способно социализироваться.

Вместо бесплодных попыток ввести нормы ювенальной юстиции там, где они противоречат традиционному укладу жизни и менталитету людей, необходимо законодательно определить допустимые границы вмешательства государства в жизнь семьи, не допускать бесконтрольного реформирования законодательства в сфере семьи, детства и родительства, закрепить неотъемлемое право родителей на жизнь со своим ребенком и ребенка со своими родителями, защитить семьи от произвола опеки и разного рода чиновников, наказать тех из них, кто разрушает семьи и делает детей сиротами при живых родителях.

Родители должны иметь право самостоятельно решать вопросы, касающиеся внутренней жизни собственной семьи, включая вопросы воспитания своих детей в соответствии со своим мировоззрением, религиозными, национальными и культурными традициями, ограничивать поведение детей, если это может нанести вред их здоровью или развитию, удерживать детей от опасных и вредных поступков, привлекать детей к посильному домашнему труду, учебе, соблюдению домашней дисциплины и т. д. Необходимо законодательно закрепить приоритет родителей в воспитании своих детей – независимо от материального положения, социального статуса и вероисповедания. Если семья имеет социальные проблемы, является малообеспеченной, то таким семьям нужно помогать, обеспечить отцам соответствующую работу, а матерям помощь, охрану материнства и детей.
Крайне важно также запретить передачу части функций и прав государства на сферу семьи и детства определенному кругу так называемых «социально ориентированных некоммерческих организаций» (НКО).

Уважаемый Евгений Васильевич! Вы всегда подчеркивали свою принадлежность к числу духовных чад Русской Православной Церкви. Подавляющее большинство приднестровцев также считает себя православными. Неужели это не является достаточно веской причиной, чтобы на государственном уровне сделать всё возможное для укрепления семьи именно в ее традиционном понимании?

Христианство учит, что семья есть богозаповеданный социальный институт. Рождение и воспитание детей является неотъемлемой частью семейной жизни. Более того, согласно Священному Писанию воспитание детей должно происходить именно в семье. Родители несут перед Богом ответственность за воспитание детей. Однако и дети несут ответственность за благополучие своей семьи.

Семья – это единственный организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви. Опыт семейного общения учит человека преодолению греховного эгоизма и закладывает основы здоровой гражданственности. Именно в семействе, как в школе благочестия, формируется и крепчает правильное отношение к ближним, а следовательно, к своему народу, к обществу в целом. Поэтому таким опасным является разрушение традиционных связей родителей с детьми.

В отношении действительно проблемных семей необходима помощь государства, но это должна быть разумная система именно поддержки семей, а не их разрушения. Ведь семья – это тонкий организм со сложными взаимосвязями, и обращаться с ним следует очень бережно.

Можем ли мы своими же руками разрушить выработанный за тысячелетия нашими предками и донесенный до нас способ передачи через семью, от поколения к поколению, основных ценностей и норм, без которых общество обречено на распад и деградацию?

Разумно ли в сегодняшней непростой ситуации осуществлять столь непопулярные нововведения и дополнительно настраивать народ против государственной власти?

Просим Вас, уважаемый Евгений Васильевич, проявить личное участие в решении столь важного вопроса с целью не допустить разрушения семей, а значит, и всей страны. Мы понимаем, что Ваши обязанности руководителя государства накладывают на Вас определенные ограничения в принятии решений. Зачастую обстоятельства принуждают поступаться совестью православного христианина, якобы, ради блага государства и его граждан. Но этот путь, как правило, ведет к погибели, т.к. стремление к достижению сиюминутного блага всегда оборачивается огромными духовными потерями.

Молимся, чтобы Отец Небесный помог Вам сделать правильный выбор, и мы смогли бы общими усилиями не разрушить, но укрепить как институт традиционной семьи, так и государство в целом. Не бойтесь сделать решительный шаг в защиту приднестровских детей и института семьи. Уверены, что на Вашей стороне будут не только православные христиане, но и представители всех традиционных для нашего края религиозных конфессий. Объединенными усилиями мы сможем противостоять любому давлению со стороны внешних сил. С нами Бог и все святые Его!

Принято единогласно на XXI ежегодном собрании духовенства Тираспольско-Дубоссарской епархии.
17.12.2014 г.